Домашняя страница Ларисы Павловой

...

 

 

...

  Главная страница 

  Мои работы

(с описаниями)

  Автор методик Нашивочников Ю. А.

Методики и технические приемы рисования для незрячих

 

Я хочу рассказать, о тех способах, которые придумал художник Юрий Алексеевич Нашивочников, чтобы незрячие могли рисовать. Фантазия у Юрия Алексеевича неиссякаемая, и поэтому я убеждена, что таких способов гораздо больше, чем я могу здесь рассказать. Если кто-нибудь знает еще какие-нибудь методы, то большая просьба поделиться с другими.

  Юрий Алексеевич всегда ищет, пробует, не боится ошибиться и обязательно находит. Поэтому и нам с Вами нужно искать, пробовать, эксперементировать, придумывать и находить. А пока, я расскажу о том, что придумал Юрий Алексеевич.

 

Юрий Алексеевич Нашивочников

        Рисунок на бумаге цветными карандашами или шариковыми ручками

Нужно положить лист бумаги на какую-нибудь упругую основу, например, резину или толстую клеенку, которой иногда покрывают стол. Какой стороной лежит клеенка не имеет особого значения. Это нужно для того чтобы, когда проводишь ручкой линию, делая некоторый нажим, на листе бумаги оставалась рельефная борозда. Нажимать нужно так, что бы оставалась рельефная борозда, но бумага бы не рвалась. Для этого же нужна и упругая основа, чтобы оставался след, потому что резина под листом, когда нажимаете ручкой, чуть прогибается. Но нельзя использовать просто мягкую основу, так как тогда ручка не встречая сопротивления основы, на которой лежит лист, будет его рвать. Вместо ручки можно использовать карандаш, но карандаш под нажимом часто ломается. Обычно контуры я рисую цветными ручками, а раскрашиваю уже тем, чем в данный момент мне больше нравится- ручками, карандашами, фломастерами или восковыми мелками.

Для карандашей, ручек, мелков и фломастеров можно сделать специальные коробочки или подставки, чтобы Вы знали, где лежит какой цвет.

     Мои работы, выполненные цветными карандашами и ручками, можно увидеть здесь:

  Часть 1

  Часть 2 (2002-03 гг.)

  Часть 3 (2004 г.)

 

Образцы работ, выполненных разными методами:

Белка

(рисунок цветными карандашами)

        Тиснение по фольге

Можно положить на резину лист мягкой фольги, но, может, кому-то понравится рисовать на более твердой фольге. Из зубной щетки сделать инструмент с заостренными концами. Таких инструментов может быть много, с концами по-разному заостренными и закругленными. Можно использовать иголочку. Одним из этих инструментов рисуете контуры предметов, а потом либо ногтем или инструментом придаете объем нарисованному, либо просто заштриховываете предметы. А может, Вы найдете какой-то свой вариант.

    Мои работы на фольге можно увидеть здесь:

 

  Часть 1

  Часть 2

  Часть 3

 

Цапли

(фольга)

        Тиснение по меди и латуни

Произведение напоминает чеканку, но процесс - довольно трудоемкий. Листы меди и латуни не должны быть чрезмерно толстыми и перед работой их необходимо как следует отжечь, чтобы они стали мягкими. Инструмент для тиснения изготавливается из плоского напильника (можно и другого металлического изделия). Напильник обтачивается с тем, чтобы одна его сторона оставалась плоской, а другая - полукруглой, а концам придают форму: с одной стороны заостренную для прочерчивания линий, с другой стороны в виде полусферы для выдавливания значительных площадей изображения.

  Мои работы на латуни можно увидеть здесь

 

Дом (латунь)

         Рисунок на фотобумаге

       (процарапывание эмульсионного слоя)

.

Можно на фотобумаге процарапывать иголочкой эмульсионный слой, рисуя, что Вам захочется. А потом, чтобы улучшить контраст, а может сделать более интересной Вашу работу, можно нанести на ватку стертый в порошок грифель карандаша, и растереть его по листу фотобумаги. Тогда этот порошок интенсивнее скопится в тех местах, где Вы процарапали иголочкой. Возможно, можно попробовать закрасить рисунок чернилами или красками, или восковыми мелками, но я этого не пробовала. Эксперементируйте и находите то, что Вам больше понравится.

.

     Мои работы на фотобумаге можно увидеть здесь:

.

  Часть 1

  Часть 2

         

Осень

(фотобумага)

        Рисунок пластилином

Нужно взять цветной пластилин, цвета пластилина можно дополнительно смешивать самим. И руками на листе картона наносить рисунок, рисуя сначала контуры, а потом их закрашивая. Не знаю, кто придумал данный способ рисовать, Юрий Алексеевич или его ученица. Ведь Юрий Алексеевич учил не только пользоваться его методиками, но искать и придумывать самим, и за выдумку, фантазию и проявление собственного творческого начала хвалил особенно.

     (Описание метода написано Ларисой Павловой)

     А вот другое описание того же метода, написанное В.М.Павловым:

Пластилин размять. Для создания рисунка размятый пластилин пальцем наносится на белый картон. По такой методике лучше выполнять линейные рисунки, так как разогретый пластилин расползается, смешивается с соседними участками, делая изображение несколько расплывчатым, нечетким.

     Мои работы пластилином можно увидеть здесь:

 

   Рисунки 2003 года (часть 1)

   Рисунки 2003 года (часть 2)

   Рисунки 2003 года (часть 3)

   Рисунки 2004 года (часть 4)

   Рисунки 2004 года (часть 5)

 

 

Гепарды

(пластилин)

        Рисунок ручками или карандашами на ткани

 На ткани можно рисовать акварельными карандашами или гелевыми ручками.

По размеру рамы, в которую вы собираетесь вставлять будущее произведение, вырезается кусок фанеры. Стандартные бруски пластилина разрезаются пополам, то есть делаются в два раза тоньше, и наклеиваются в произвольном порядке на вырезанную фанеру, образуя сплошной слой. На этот слой пластилина накладывают кусок белой простынной материи несколько большего размера, чем рамка. Надев рамку на данную конструкцию и подтянув материю за выступающие за рамку края, получите в рамке туго натянутое полотно, покоящееся на основе из пластилина. Нанося акварельным карандашом рисунок, вы продавливаете пластилин, что позволяет контролировать изображение. После окончания работы, материя снимается с пластилиновой основы и вставляется в рамку лицевой либо изнаночной стороной (какая сторона будет выглядеть интереснее). С лицевой стороны рисунок будет однотонным, с изнаночной- разноцветным, калейдоскопическим (рисунок образуется приставшими к материи частичками пластилина).

     (Описание метода написано В.М.Павловым)

 

     Другое описание того же метода, написанное Ларисой Павловой:

 

Можно сделать деревянную раму, квадратную или прямоугольную, или любой формы, какой вы хотите что бы был ваш рисунок. Размер ее тоже делайте таким, как вам больше нравится. Но, мне кажется, что большого формата будет лучше - лучше смотреться, и рисовать вам будет удобнее. Толщина рамы должна быть сантиметра два. Положите на стол доску, чтобы не пачкать стол, на эту доску положите эту деревянную раму, плотно и равномерно заполните пустое пространство между стенками рамы пластилином. Старайтесь, что бы пластилин лежал плотно и равномерно. Поверхность пластилина сделайте ровной. Поднимите и уберите раму в сторону. На пластилин положите хлопчатобумажную тряпку. Мы клали тряпку белого цвета, но, возможно, вы захотите взять какого-то другого цвета. Может и тряпка из другого материала вам понравится больше. Разложите тряпку ровно на поверхности пластилина. Можете даже немного ее прижать, чтобы она немного прилипла к пластилину. А теперь снова положите на место раму. Таким образом у вас получился эффект пялец, то есть рама прижимает тряпку к пластилину и не дает ей смещаться. Теперь можете рисовать. Я рисовала толстыми акварельными карандашами, но, возможно, можно использовать и что-нибудь другое. Когда вы проводите карандашом, пластилин под нажимом делает бороздку, и вы хорошо чувствуете, что и где рисуете. Когда рисунок готов, Вы поднимаете раму и снимаете тряпку. Весь рельеф остается на пластилине, который вы потом можете снова заровнять, и делать новый рисунок. А на тряпке остается рисунок сделанный цветными карандашами или чем-то другим. Вы можете такой рисунок оформить в рамочку, и он будет хорошо смотреться.

  Мои работы на ткани можно увидеть здесь

 

Дерево

(рисунок на ткани)

 

Hosted by uCoz